Важным этапом в формировании социально-бытовых навыков является самостоятельность в выполнении простейших гигиенических процедур. С помощью этих действий ребёнок осознаёт сам себя, получает представления о своём теле, здоровье. С годами эти важные привычки становятся естественными и непрерывно совершенствуются. Что же касается старшего дошкольного звена (дети 5–6 лет), то на этом этапе культурно-гигиенические навыки обретают выраженную социальную направленность, сочетаются с познавательным отношением к окружающей действительности.
В старшем дошкольном звене дети должны совершенствовать навыки самообслуживания, ухода за собственным телом, привычки культурного поведения. Одним из таких навыков является навык опрятно убирать свою постель после ночного и дневного сна.
На занятиях по социально-бытовой реабилитации навык заправки постели проходит посредством соблюдения следующей этапности:
- знакомство с постельными принадлежностями, их названиями и предназначением;
- знакомство с алгоритмом заправки кровати;
- показ на личном примере, как нужно правильно заправлять кровать, затем привлекая ребенка, выполнять вместе с ним;
- «оттачиваем» навык на заправке игрушечной кроватке;
- закрепляем умение ребенка на заправке большой постели;
- даем возможность ребенку заправить постель самостоятельно.
Показателем усвоения важных навыков является постепенное уменьшение времени, которое дети затрачивают на выполнение той или иной процедуры. |