Проведение мероприятий по обеспечению выпускников, которые по своему состоянию могут проживать самостоятельно, условий проживания, альтернативных психоневрологическим интернатам, путем организации сопровождаемого проживания, создание соответствующих отделений с приоритетом на социализацию, посильную трудовую занятость, максимальную интеграцию в социум
По достижению 18-летнего возраста специалисты дома-интерната реализуют следующие формы устройства граждан:
- перевод во взрослый психоневрологический дом-интернат
- возвращение в кровную или приемную семью
- проживание в отделении молодых инвалидов учреждения
Поскольку особенность заболевания большинства детей, достигших 18-летнего возраста, не позволяет проживать самостоятельно, то по окончании срока проживания в доме-интернате и возвращении 18-летнего гражданина в семью или при переводе во взрослый психоневрологический дом-интернат специалисты учреждения оказывают выпускникам поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое помогает им успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстраивать конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создавать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами, согласно программы "Социальная адаптация и сопровождение выпускников АСУСОН ТО "Детский психоневрологический дом-интернат".
Постинтернатное сопровождение обеспечивается с целью:
- защиты прав и интересов выпускников, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, являющихся выпускниками учреждения;
- оказания содействия выпускникам, в том числе детям-сиротам, являющимися выпускниками учреждений интернатного типа в возрасте от 16 до 18 лет и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, в получении образования, приобретении трудовых навыков, приобретении навыков адаптации в обществе, организации досуга, в защите личных и имущественных прав;
- обеспечения преемственности реабилитационной работы в постинтернатный период;
- повышения социального статуса выпускников учреждений, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи постинтернатного сопровождения выпускников, с учетом медицинских показаний:
- Защита прав и интересов детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, являющихся выпускниками учреждения.
- Взаимодействие с органами исполнительной власти Тюменской области, органами социальной защиты населения, организациями и службами муниципального образования, уполномоченными обеспечивать защиту прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Оказание социальной, педагогической, психологической и других видов помощи выпускникам.
- Разработка и реализация индивидуальных планов по постинтернатному сопровождению выпускников.
- Оказание содействия в защите имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, являющихся выпускниками детского дома.
- Повышение правовой грамотности выпускников детского дома с целью улучшения социальной адаптации.
- Анализ и прогнозирование нуждаемости в различных видах помощи выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определение наиболее эффективных форм и методов работы специалистов в процессе социально-психологического и правового сопровождения развития выпускников;
- Консультирование по проблемам адаптации выпускников в самостоятельной жизни (проблемы общения, сформированности обучающей мотивации, нарушения норм и правил поведения);
- Разработка программ по постинтернатному сопровождению выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Направления деятельности по постинтернатному сопровождению выпускников, с учетом медицинских показаний:
- Оказание консультативной помощи по вопросам жизнеустройства, включая содействие в реализации права на получение жилья, в оформлении пенсий и пособий.
- Оказание помощи в получении навыков профессиональной подготовки, содействие временной занятости (с учетом медицинских показаний).
- Осуществление юридического консультирования выпускников и их родственников, включая информирование о правах, гарантиях и льготах, оказание содействия в реализации этих прав.
С целью продолжения процесса социализации воспитанников с ограниченными возможностями, развития инновационной технологии по реабилитации инвалидов молодого возраста и расширения спектра услуг в доме-интернате с 2014 года открыто отделение молодых инвалидов, в котором проживают граждане в возрасте от 18 лет с выраженными, значительно выраженными интеллектуально-мнестическими нарушениями, сочетающимися с выраженными врожденными пороками развития органов и систем опорно-двигательного аппарата, с полной утратой навыков самообслуживания и отсутствием самостоятельного передвижения.
Устройство граждан 18-летнего возраста в отделение молодых инвалидов является приоритетной формой устройства выпускников.
На фоне основного заболевания и тяжелых сопутствующих патологий данный контингент граждан не способен к самостоятельному проживанию, самостоятельной организации быта, самообслуживанию.
Количество воспитанников в отделении ежегодно увеличивается.
2023 год
количество граждан, старше 18-и лет, проживающих в учреждении - 147 человек
из них в отделении молодых инвалидов - 75 человек
С целью продолжения процесса социализации воспитанников, проживающих в отделении молодых инвалидов, проводится работа по реабилитации с использованием инновационных технологий.
Социально-педагогическая деятельность:
- осуществляется в соответствии с программой социально-педагогической коррекции воспитанников дома-интерната, которая уделяет особое внимание досуговой деятельности, формирует общую культуру, что оказывает большое влияние на социализацию выпускников учреждения.
Цель: определение плана первичной адаптации в новых условиях.
Содержание деятельности:
• диагностика у выпускника потребностей в дальнейшем уходе и попечении, возникших в связи с нарушением его социализации;
• диагностика социальной ситуации (наличие условий, способствующих адаптации, - образования, работы, возможности проведения досуга и пр., необходимых для адаптации в новых условиях самостоятельного проживания);
• изучение уровня развития социального поведения (отклонения от социальных норм и правил);
• диагностика отклонений в социальном поведении и причин, их вызывающих;
• изучение особенностей социальной адаптации воспитанников для определения, требующих развития и специального формирования социально необходимых навыков, в том числе навыков межличностного взаимодействия;
• диагностика развитости "социальной сети" выпускника.
Социально - психологическая деятельность
Цель: оказание помощи выпускникам в проблемах, связанных с нарушением социализации.
Индивидуальное консультирование - оказание помощи в затруднительных ситуациях, работа по планированию и организации жизнедеятельности, по развитию необходимых знаний, умений, навыков, связанных с интеграцией в общество.
Содержание деятельности:
• оказание помощи в затруднительных ситуациях;
• совместно с выпускником составление индивидуальных планов развития, в том числе развития необходимых навыков;
• работа над реконструкцией или созданием поддерживающего социального окружения, "социальной сети" (составление индивидуального плана реконструкции "социальной сети");
• составление совместно с выпускником плана коррекции его отклонений в социальном поведении;
• оказание помощи в профессиональном определении, трудоустройстве.
Социально - бытовая деятельность
Цель: специальная профессиональная помощь выпускнику в его социализации. Содержание деятельности:
• работа по коррекции и развитию социальной компетентности, житейских умений и навыков (групповая и индивидуальная формы);
• коррекция различных отклонений в поведении (агрессия, аутоагрессия и тд);
• коррекция проблем, связанных с межличностными конфликтами;
• работа над реконструкцией и поддержанием "социальной сети".
Защита прав и интересов выпускников
Цель: защита прав и интересов выпускников; представительство интересов выпускника в правозащитных и административных органах.
Содержание деятельности:
• решение вопросов, связанных с наличием документов, необходимых для жизнеустройства;
• помощь в вопросах, связанных с защитой прав и интересов;
• представительство в правозащитных и административных органах;
• оказание помощи в выборе профессии и трудоустройстве;
• оказание помощи в получении жилья и жизнеустройстве.
Целевой показатель
Снижение численности выпускников данных организаций, направляемых по достижении 18 лет в психоневрологические интернаты.
Критерии оценки эффективности
Доля выпускников домов-интернатов для умственно отсталых детей, направленных по достижении 18 лет в психоневрологические интернаты (%).
Вывод: наблюдается динамика уменьшения доли выпускников домов-интернатов для умственно отсталых детей, направленных по достижении 18 лет в психоневрологические интернаты.
|