Сенсорное развитие детей – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве. В основе сенсорного развития лежит работа всех органов чувств.
Тактильное восприятие первым открывает дверь в познание окружающего мира. Механизм тактильного восприятия основан на действии кожных рецепторов. Самые восприимчивые к разнообразной информации рецепторы сконцентрированы на пальцах рук. Узнавание ребёнком предмета на ощупь даёт возможность правильно держать кисть, активизируются познавательные процессы, расширяется его активный словарь.
Ощупывая предмет, ребёнок может получить так много информации, как будто он смотрит на него. Поэтому осязание считают познавательной функцией человека.
Большинство занятий с дефектологом в учреждении проводятся для улучшения сенсорной чувствительности, развития тактильных ощущений. На занятиях используется различный материал: пластик, дерево, резина. Кроме готового стимульного материала применяются подручные средства. Особенно приятны и полезны в игре песок, крупа, крупные и мелкие макаронные изделия, шишки, орехи, так как предметы созданные природой. Они обладают естественной текстурой, красками, они отражают реалистичную картину мира, помогают познанию окружающей действительности. |