Самообслуживание (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, самостоятельно принимать пищу, мыться, умываться, стирать одежду и т.п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его социализации. У детей с интеллектуальными нарушениями формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи.
С этой целью в учреждении продолжается работа адаптационных кабинетов «Кухня», «Прачка», «Учебно-тренировочная квартира». Кабинеты оснащены необходимым оборудованием, стимульным и дидиактическим материалами. Имеется оборудование для приготовления пищи, уборки, ухода за одеждой и обувью, стирки. Учитывая особенности воспитанников, разрабатываются и используются технологические карты по разным разделам программы.
Так, на одном из занятий ребята осваивали навык стирки мелких вещей. Прежде, чем приступить к самому процессу стирки, ребята ознакомились с основными этапами, средствами и оборудованием, которые необходимы для этого. Под руководством воспитателя, ребята отлично справились с поставленной задачей.
Привитие любого бытового навыка не сводится только к исполнительной части, оно обязательно включает и психические процессы, отражающие действительность и регулируют деятельность, ее исполнительный этап. Выполняя действия, ребенок должен спланировать их, найти пути и средства реализации плана, предусмотреть необходимые для работы материалы и инструменты, определить пути осуществления контрольных действий. Чтобы достичь положительных последствий, он вынужден сравнивать результаты собственной работы с образцом. С усложнением содержания практической деятельности активизируется психическое развитие ребёнка. |